Техника переводов кинжала и ножа в руке при фехтовании различными хватами, смена положения клинка, варианты положения кинжала или ножа в руке.

В разнообразной, сложной технике фехтования кинжалом и ножом правильность выполнения приемов зависит от умения молниеносно менять положение, выполнения переводов оружия в руке. Это позволяет в свободном передвижении проводить удары, необходимые в каждом конкретном положении. Самый удобный и эффективный способ выбора правильного положения кинжала в руке — это перевод, то есть смена ориентации клинка в руке без изменения хвата. 

Техника переводов кинжала и ножа в руке при фехтовании различными хватами, смена положения клинка, варианты положения кинжала или ножа в руке.

Каждый из хватов, описанных в предыдущей статье, допускает несколько вариантов положения кинжала или ножа. Правильный выбор положения клинка позволяет существенно расширить или изменить сектор защит и атак, поэтому усвоение техники переводов дает возможность минимальными средствами использовать весь диапазон движений.

Техника всех переводов кинжала и ножа в руке однотипна. Различия состоят лишь в особенностях самих хватов и в вытекающей отсюда специфике движений кинжала, пальцев и запястья. При отработке техники переводов необходимо добиться умения свободно менять положение клинка движением руки в любой плоскости и во всех направлениях. При этом особенное внимание следует обращать на четкость начального и конечного положения каждого приема.

Главная роль в движениях переводов отводится пальцам рук. Они в большинстве случаев начинают движение и задают импульс вращения кинжала при выполнении переводов. Кисти рук, локти и запястья играют лишь вспомогательную роль.

Техника переводов кинжала и ножа при смене положения клинком вверх на нижнее положение.

Смена положения клинком вверх на нижнее положение в хвате, показанном на рисунке 1, начинается резким толчком указательным и безымянным пальцами от себя.

Техника переводов кинжала и ножа в руке при фехтовании различными хватами, смена положения клинка, варианты положения кинжала или ножа в руке

— В исходном положении А клинок начинает вращение вниз.
— В промежуточной фазе перевода Б пальцы разжаты, но рукоятка кинжала контролируется в месте их соединения.
— Конечное положение фиксируется большим пальцем на рукоятке В, либо сжатием пальцев в кулак Г.

В обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) начальный импульс задается рывком рукоятки на себя указательным и средним пальцами. Работа пальцами должна сочетаться с коротким вспомогательным движением кистью в направлении перевода.

— Из начального положения А (рис. 2) указательный палец начинает движение клинка, заставляя его совершать вращение вниз, с одновременным раскрытием ладони Б.
— Рукоятка переводится вверх, где фиксируется одним из двух способов: с упором большим пальцем на рукоятке В, либо сжатием пальцев в кулак Г.

смена положения клинком вверх на нижнее положение в хвате

Хват В используется в основном для колющих ударов, в то время, как хват Г сильней и эффективней. Перевод в обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) так же начинается движением указательным пальцем на себя.

Сильное начальное положение клинка вверх (рис. 3) можно сменить на нижнее В. Для этого мизинец должен сильно послать рукоятку вперед вместе с раскрытием пальцев руки. Это придаст кинжалу вращательный момент и клинок развернется внутрь Б.

хват используется в основном для колющих ударов

Во время вращения оружия в пальцах рукоятка должна быть плотно и глубоко посажена у их оснований. Кисть руки скручивается внутрь, в направлении вращения кинжала, помогая движению. Перевод оружия в обратном направлении (В-Б-А) должен сопровождаться резким подсекающим движением запястьем.

Техника переводов кинжала или ножа при хвате с центральным внутренним положением клинка.

На рисунке 4 показан перевод кинжала в хвате с центральным внутренним положением клинка.

перевод кинжала в хвате с центральным внутренним положением клинка

— В исходном положении А кинжал направлен вперед для ударов из нижнего сектора.
— Для быстрого перевода в верхнее положение В требуется слаженная работа пальцами; указательный и средний — на себя, а безымянный и мизинец — от себя.
— В промежуточном положении Б пальцы должны разгибаться так, чтобы кинжал не мог вылететь из руки.
— В качестве исходного положения удобнее пользоваться хватом Г.

Техника перевода в обратном направлении (В-Б-А) аналогична, с применением подсекающего движения кистью.

Техника переводов кинжала или ножа при хвате на указательном пальце.

Хват на указательном пальце — слабое положение, но часто используется благодаря широким возможностям переводов (рис 5).

кинжал вращается клинком внутрь

— Из начального состояния А кинжал вращается клинком внутрь и после прохода промежуточного положения Б, приводится в одно из трех положений : В, Г или Д.
— В качестве начального положения можно пользоваться хватом с упором большим пальцем в гарду Б.
— Обратный перевод из положений В, Г и Д проводится в стандартной технике.

Техника переводов кинжала или ножа при полном жестком хвате всей ладонью.

Полный жесткий хват всей ладонью легко меняется переводом в более удобные и пластичные варианты хватов (рис. 6).

кинжал вращается клинком внутрь

— Из начального положения А кисть раскрывается с одновременным выбросом клинка вперед.
— Рукоятка с началом движения зажимается у основания большого и указательного пальцев Б.
— Вращение кинжала завершается в одном из трех положений: В, Г или Д. Такой перевод сильно меняет диапазон возможностей кинжала в руке.

вращение кинжала завершается в одном из трех положений

Слабое положение клинком вниз А (рис. 7) меняется на положение клинком вверх для подсекающих ударов снизу В. В слабом промежуточном положении необходимо особенно внимательно контролировать плотность прижима рукоятки кинжала или ножа пальцами.

Рисунки О. Н. Манько.