Техника фехтования кинжалом и ножом, положение и хваты кинжала и ножа в руке, базовые хваты, ориентация клинка.

Искусство фехтования кинжалами и ножами требует сочетания мягкой, эластичной работы пальцами и запястьем во время движения с четким, насыщенным положением кисти и всей руки в начальном и конечном положениях каждого приема. Такое сочетание позволяет овладеть эффективным сильным и пластичным стилем выполнения приемов фехтования одной и двумя руками. 

Техника фехтования кинжалом и ножом, положение и хваты кинжала и ножа в руке, базовые хваты, ориентация клинка.

Многочисленные варианты положений кинжала в руке основаны на достаточно небольшом количестве базовых хватов, позволяющих быстро менять ориентацию оружия для выполнения разнотипных ударов. Каждый базовый хват может включать от одного до четырех положений кинжала, обслуживающих свой сектор ударов и защит. Положение оружия в руке описывается тремя основными характеристиками.

1. Положение кинжала в ладони.

При внутреннем положении клинок меняет положение со стороны ладони (рис. 1А), а при внешнем — с противоположной стороны (рис. 1Б). Внешние положения клинка имеют больший диапазон возможностей, чем внутренние, используемые в основном для секущих ударов.

Техника фехтования кинжалом и ножом, положение и хваты кинжала и ножа в руке, базовые хваты, ориентация клинка

2. Ориентация клинка.

Применяются два основных варианта: ориентация вверх (рис. 2А) и вниз (рис. 2Б). Для прямых ударов используется положение клинка вверх с легким разворотом кисти. При внешнем положении клинка в руке оба типа ориентации одинаково эффективны.

Для прямых ударов используется положение клинка вверх с легким разворотом кисти

3. Положение в пальцах.

Определяет силу хвата и возможности его смены. Самое распространенное положение — центральное, между средним и безымянным пальцами, позволяющее эффективно контролировать оружие при любой ориентации клинка.

Базовые положения и хваты кинжала и ножа в руке для фехтования.

Скрытый хват (рис. 3) используется в качестве начального или конечного положения при выполнении формальных упражнений. Удобен для броска. Часто применяется как переходное положение контроля оружия при смене хвата или как начальное положение при боковых секущих ударах.

Базовые положения и хваты кинжала и ножа в руке для фехтования

Хват в районе гарды (рис. 4) позволяет контролировать центр тяжести кинжала. Используется при метании оружия. Выбор положения клинком вверх или вниз зависит от расстояния до цели, либо от хвата, из которого кинжал переводился в положение для метания. Расположение большого и указательного пальцев позволяет быстро переводить оружие в любое необходимое положение.

хват кинжала в районе гарды

Жесткое положение полным хватом клинком вверх или от себя (рис. 5) широко используется в различных европейских системах кинжального фехтования. Этот хват является основным в китайских школах фехтования парными перьевидными кинжалами. Часто применяется для метания, особенно на короткой и средней дистанциях.

жесткое положение полным хватом клинком вверх или от себя

Сильное положение оружия, взятого полным хватом — безусловное преимущество при силовых ударах и защитах, либо при амплитудных режущих и колющих атаках с вращением корпуса. С другой стороны, полный хват существенно сужает возможности смены положения кинжала во время движения руки.

Полный хват кинжала и ножа для фехтования.

Полный хват используется в основном при ударах из нижнего и бокового секторов. Жесткое положение клинка вверх не позволяет использовать его при длинных выпадах на прямых линейных атаках. Наиболее эффективен этот хват при защите. Значительно большими возможностями обладает мягкий вариант полного хвата клинком вперед (рис. 6), позволяющий наносить удары практически в любом направлении.

мягкий вариант полного хвата клинком вперед

Этот хват универсален, обслуживает все секторы атак и защит, позволяет делать движения по любой траектории. Указательный палец должен быть слегка выведен вперед для облегчения смены положения кинжала в кисти.

Полный хват клинком вниз (рис. 7) относится к жестким положениям. Удобен для ударов сверху и в боковых секторах. Для эффективного использования хвата необходимо плотно сжимать конец ручки кинжала основаниями большого и указательного пальцев с обеих сторон.

полный хват клинком вниз

При удобной форме оконечности рукояти большой палец можно накладывать на нее сверху. Главный недостаток хвата клинком вниз состоит в невозможности проводить прямые колющие удары. Для прямого удара хват необходимо сменить.

Внутренние положения и хваты кинжала и ножа в руке для фехтования.

Внутренние положения клинка обычно применяются для легких рассекающих и колющих боковых ударов. Прямые удары внутренним хватом трудновыполнимы. Внутренний центральный хват (рис. 8) — сильное положение, удобное для ударов снизу, а также при секущих движениях.

внутренний центральный хват кинжала и ножа

Внутренний хват указательным пальцем (рис. 9) используется для фехтования и коротких ударов снизу вверх, а также участвует в некоторых важных сменах положения кинжала в руке.

внутренний хват указательным пальцем кинжала и ножа

Хват на мизинце (рис. 10) — самое сильное положение в серии внутренних хватов, однако используется редко, лишь при перехватах.

хват на мизинце кинжала и ножа

Каждый из трех внутренних хватов клинком вниз (рис. 8, 9, 10) может иметь вариант, при котором большой палец не упирается в гарду, а плотно прижимается к указательному (рис. 11).

Каждый из трех внутренних хватов клинком вниз

Внутренние хваты с положением клинка вниз под указательным и центральным пальцами (рис. 12) используются для рассекающих и боковых колющих ударов.

внутренние хваты с положением клинка вниз

Внешние хваты кинжала и ножа в руке для фехтования.

Внешние хваты употребляются значительно чаще остальных, так как удобны для прямых ударов. Внешний хват на указательном пальце (рис. 13) усиливается большим пальцем, чтобы оружие плотно сидело в руке.

внешние хваты кинжала и ножа

Центральный внешний хват (рис. 14) имеет широкие возможности смены положения в сочетании с равномерным и плотным обхватом оружия.

внешний хват на указательном пальце кинжала и ножа

Внешний хват на мизинце (рис. 15) эффективен при нижнем положении клинка, требует специальной тренировки пальцев.

внешний хват на указательном пальце кинжала и ножа

Каждый внешний хват может иметь вариант, при котором большой палец не фиксирует положение рукояти, а плотно прижимается к указательному (рис. 16).

внешний хват на мизинце кинжала и ножа

Внешние хваты позволяют проводить амплитудные колющие и режущие удары практически любой траектории. Внешние хваты кинжала с ориентацией клинка вверх (рис. 17) применяются в основном для прямых атак.

внешние хваты кинжала и ножа с ориентацией клинка вверх

Все внешние хваты обладают одинаковыми возможностями изменения ориентации кинжала в ладони и позволяют свободно атаковать практически из любого положения. Кроме этого, внешние хваты дают возможность фехтовать на максимальной дистанции и обеспечивают сильное положение оружия в любой стадии движения. Поэтому внешние хваты считаются универсальными и предпочтительными в технике фехтования.

Быстрое перемещение кинжала в руке требует четких положений пальцев и сильного обхвата рукоятки. Тем не менее, допускается свободный стиль работы, когда оружие легко держится в ладони, зажатое у основания пальцев (рис. 18). Любой хват позволяет фехтовать в свободном стиле.

Быстрое перемещение кинжала в руке требует четких положений пальцев

Хват «крюк» с упором рукояткой в ладонь (рис. 19) используется в основном при колющих ударах, реже — при секущих. Может применяться при метании.

хват крюк кинжала и ножа с ориентацией клинка вниз

Вспомогательные хваты кинжала и ножа в руке для фехтования.

вспомогательные хваты кинжала и ножа

Промежуточная фиксация кинжала в руке во время перехватов и переводов из одного положения в другое допускает вспомогательные, нестандартные, часто слабые хваты оружия на одном (рис. 20) либо на двух (рис. 21) пальцах.

вспомогательные хваты кинжала и ножа

Нестандартная техника фехтования требует специальной тренировки пальцев, без которой фехтование превращается в жонглерство.Нестандартная техника фехтования кинжалом и ножом составляет отдельный раздел кинжального фехтования. Изучать ее следует только после усвоения базовой техники.

Рисунки О. Н. Манько.