Защита от кровососущих насекомых в походе, растения с инсектицидными и репеллентными свойствами.

Туристам и путешественникам, особенно в летнее время, не мало неприятностей доставляют двукрылые насекомые, сосущие кровь человека и теплокровных животных. К ним относятся комары, мошки, мокрецы, слепни, оводы и так далее. Мириады кровососов в местах их большого скопления буквально облепляют человека, забираются в нос, уши, волосы, под одежду, наносят бесчисленные укусы, чем порой доводят пострадавшего до исступления.

Укусы вызывают жжение и зуд, а иногда воспаления и отеки, когда лицо, шея, руки, другие открытые участки тела, подвергшиеся нападению, краснеют и опухают. Чем больше расчесывать ранку, тем сильнее становятся зуд и боль. Кроме того, некоторые кровососущие насекомые являются переносчиками ряда опасных для человека заболеваний.

Вот почему так важно организовать надежную защиту от назойливых насекомых. Для этого используют различные средства. Хорошо помогают всевозможные сетки, которыми закрывают лицо и шею. Но в них есть свои неудобства : под сеткой тяжело дышать, стоит лишь одному насекомому найти лазейку, как вслед за ним туда направятся десятки собратьев.

Для защиты от летающих кровососущих насекомых применяют специальные отпугивающие средства в виде растворов, мазей, паст и лосьонов — репелленты. Особенно удобны аэрозольные упаковки. Однако и у репеллентов есть свои минусы. Ими нельзя покрывать все участки тела, поскольку нарушается кожное дыхание. Кроме того, эти химические вещества у некоторых людей вызывают раздражения кожи и другие аллергические реакции.

Защита от кровососущих насекомых в походе, растения с инсектицидными и репеллентными свойствами отпугивающие насекомых.

Может случиться и так, что во время похода не окажется ни сетки, ни репеллента. Как тогда спасаться от насекомых? На выручку придут зеленые друзья. Некоторые растения обладают сильными инсектицидными и репеллентными свойствами и много веков применяются для отпугивания и уничтожения вредных насекомых.

Их с успехом можно использовать и во время походов. Например, с помощью таких известных растений, как черемуха, полынь, бузина, пижма и других, туристы могут обеспечить себе спокойный ночлег. Однако удается избежать укусов кровососов не всегда. Иногда достаточно одного укуса комара или овода, чтобы испортилось настроение и долгое время ощущался неприятный зуд. В таких случаях тоже помогут растения. Ниже расскажем о полезных растениях, издавна применяемых в народной практике для борьбы с насекомыми.

Багульник болотный.

Багульник болотный обладает ярко выраженными инсектицидными свойствами. В народе порошком этого растения окуривают помещения для уничтожения клопов. В походных условиях достаточно сжечь в палатке несколько веточек багульника, чтобы обеспечить себе спокойный отдых. Однако пользоваться этим растением следует осторожно. Все его части ядовиты, а сильный, одуряющий запах вызывает головную боль. Поэтому после окуривания палатку нужно хорошо проветрить, закрыв вход сеткой или марлей.

Бузина травянистая.

Это растение в основном распространено только в южных районах. Встречается на вырубках, по берегам водоемов, на сорных местах. Густые заросли этой многолетней травы, достигающей высоты до полутора метров, источают неприятный, дурманящий запах.

Следует помнить, что в отличие от бузины черной, цветки которой обладают целебными свойствами, а плоды съедобны, бузина травянистая является ядовитым растением, особенно ее плоды, которые созревают к концу лета. Запах бузины травянистой отпугивает насекомых. Поскольку это растение ядовито, необходимо обращаться с ним осторожно.

Донник белый.

Это одно или двухлетнее растение из семейства бобовых. По соседству с донником белым может расти и донник лекарственный. Внешне растения очень похожи, только цветки донника лекарственного немного крупнее и имеют желтую окраску. Инсектицидными свойствами обладает лишь донник белый. Его и следует использовать для отпугивания насекомых. Свежие стебли и листья растения необходимо истолочь до появления густого зеленого сока и развесить в палатке или другом месте ночевки.

Льнянка обыкновенная.

Этот сорняк растет среди злаков, огородных культур, вдоль дорог, на опушках, у водоемов. В августе растение плодоносит. Сорвите несколько свежих стеблей травы и разложите в палатке. Вскоре вы убедитесь в том, что льнянка действительно не нравится насекомым и они предпочитают убраться подальше от нее.

Пижма обыкновенная.

Пижму называют еще дикой рябинкой — за некоторое сходство ее листьев с листьями рябины. Растет на лесных полянах, среди кустарников, на глинистых и песчаных карьерах, у дорог. Пижма обладает сильным запахом, который отпугивает различных насекомых. Чтобы избавиться от мух и комаров, достаточно положить в палатке несколько стеблей пижмы обыкновенной.

Кроме того, пижму используют для снятия неприятных ощущений от укусов насекомых. Для этого надо растертые листья растения приложить к месту укуса. Инсектицидными свойствами обладает также порошок из листьев и соцветий пижмы. Для его приготовления растение сушат в тени и затем растирают.

Пиретрум розовый.

Растет на горных лугах, каменистых склонах Предкавказья, Дагестана, Восточного и Южного Закавказья. Его еще называют персидской или кавказской ромашкой. Персидская ромашка содержит губительные для многих насекомых пиретрипы и применяется как эффективное средство для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и бытовыми насекомыми.

В отличие от других ядовитых растений этот вид для теплокровных животных, в том числе и для человека, малотоксичен. При помощи порошка из соцветии пиретрума розового можно избавиться от различных докучливых насекомых.

Полынь горькая.

Обычное растение степей, суходольных лугов, полян, обочин дорог. Уже издали можно ощутить его резкий специфический запах, которого не переносят многие насекомые. Об инсектицидных свойствах этого растения людям рассказали птицы. Воробьи и скворцы во время выкармливания птенцов иногда таскают в свои гнезда веточки этой горькой травы. Таким простым способом они уничтожают блох, досаждающих их птенцам.

Для отпугивания насекомых, по примеру пернатых, полынь разбрасывают в свежем или высушенном виде в комнатах, вешают пучки возле дверей и окон. Несколько ее стеблей, положенных в палатке, прогонят мух и комаров. Кроме того, растение помогает снять зуд и боль при укусах насекомых, предупреждает образование припухлости. Для этого ранки смазывают свежим соком полыни.

Ромашка аптечная.

Растет на пустырях, по обочинам дорог, иногда засоряет посевы. Ее часто путают с другими растениями. Отличить ромашку аптечную от сородичей можно следующим образом. Прежде всего обратите внимание на листья. Они очередные, сидячие, дважды или трижды рассеченные на узколинейные дольки. Цветки двух типов: краевые - язычковые, белые (неправильно называемые лепестками), внутренние — трубчатые, золотисто-желтые.

Если аккуратно разрезать ложе корзинки, то внутри обнаружится полость. Это наиболее верный признак для отличия аптечной ромашки. К тому же она обладает специфическим запахом, напоминающим запах яблок. Ромашка аптечная содержит вещества, которые при сжигании отпугивают насекомых. Чтобы отпугнуть комаров и мошек, достаточно бросить в костер несколько стеблей этого растения. Дым ромашки аптечной служит средством для отпугивания насекомых.

Чемерица черная.

Распространена в лесостепных и степных районах. Растет среди кустарников, на опушках, влажных лугах. Довольно высокое многолетнее растение. Чемерица черная — очень ядовитое растение, особенно в молодом возрасте. Отвар и настой его корневища издавна применяют для борьбы с вредителями плодовых и овощных культур. Сжигая стебли этой травы, можно прогнать насекомых из палатки или шалаша. Не забудьте после этого проветрить палатку, закрыв ее вход марлей или мелкой сеткой.

Черемуха обыкновенная

Небольшое деревце, встречающееся почти везде в лесной зоне. Растет в подлеске или во втором ярусе лиственных и смешанных лесов, среди кустарников, на влажных местах, заливных лугах.

Давно замечено, что в комнате, где стоят ветви цветущей черемухи, мало мух. И это не случайно. Ее листья и цветки выделяют особые биологически активные летучие вещества — фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы и насекомых. Полезные качества черемухи используют в быту : ветви ее кладут в помещения, кладовые, амбары. Их запах прогоняет насекомых.

Вот почему опытные туристы и путешественники предпочитают устраивать бивак возле зарослей черемухи. Свежие листья черемухи полезно разбросать по палатке или повесить у входа несколько ее веточек.

Растения облегчающие и убирающие зуд и жжение при укусах кровососущих насекомых.

Одуванчик лекарственный.

Используется для облегчения зуда и жжения при укусах насекомых. Больное место смазывают белым млечным соком, появляющимся на срезе листа или цветоносного побега.

Паслен черный.

Растет на сорных местах, близ жилья. Свежие листья паслена черного обладают противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Приложенные к месту укуса комара, слепня, пчелы или осы, они снимают боль, предупреждают образование отеков.

Чабрец (тимьян ползучий).

Растения для лечения и облегчения зуда и жжения при укусах насекомых

Авиценна советовал его использовать при укусах ос и пчел. Цветки и листья толкут и прикладывают к ранкам.

Подорожник большой.

Это растение не требует особого описания. Многим оно знакомо как лекарственная трава с большим послужным списком. Встречается почти везде, растет по дорогам, на пустырях и сорных местах, около жилья, на лугах, предпочитая достаточно увлажненные и плодородные почвы. Листья подорожника большого используют для снятия зуда и жжения от укусов насекомых. Для этого надо растереть листья растения и приложить к месту укуса.