Извлечение и изготовка ножа к боевому применению.



извлечение и изготовка ножа к боевому применению В силу задач, решаемых с использованием боевого ножа, изготовка ножа может быть предварительная и непосредственная. В первом случае это происходит до начала боевого столкновения и, следовательно, применяется в ходе заранее подготовленных и тщательно спланированных операций. Очевидно, никаких особых навыков извлечения и изготовки ножа в таком случае не требуется.

Непосредственная изготовка ножа осуществляется при неожиданном столкновении с противником. Извлечение и изготовка ножа в этом случае может осложняться необходимостью ухода с линии огня против ника (из зоны пораженя), отражения атак холодным оружием, освобождения от захватов и болевых фиксаций.

Это вынуждает тех, кто может по долгу службы оказаться в такой ситуации, овладевать особой техникой извлечения и изготовки ножа к боевому применению. Важнейшим, на наш взгляд, является следующее принципиальное положение.

Извлечение ножа - не есть какое-то отдельное, самостоятельное действие, требующее прекращения ранее начатого движения и принятия какой-либо специальной стойки. Наоборот, оно как бы "сливается" с совершаемым действием, "накладывается" на него.

Остановка для извлечения ножа возможна только как исключение - например, если в ходе специальных операций существует необходимость демонстрации угрозы. Во всех других случаях извлечение боевого ножа в статическом положении превращает бойца в неподвижную мишень.

Невозможно полностью описать все многообразие вариантов изготовки ножа, да в этом и нет необходимости. Действия настоящего мастера отличаются непредсказуемостью, а этого нельзя достигнуть, только лишь отрабатывая и совершенствуя технику выполнения отдельных приемов, пусть даже самых совершенных. В этом смысле стоит обратить внимание на те узловые моменты, которые действительно могут обеспечить успех в первые мгновения рукопашной схватки.

Прежде всего, необходимо осознать, что главная роль в этом действии принадлежит не руке. Извлечение и изготовка ножа - это точно скоординированное движение всех частей тела, которое "вытекает" из предыдущего движения и, не разрывая, не завершая его, мгновенно переходит в атакующее или защитное действие.

Важно, что извлечение ножа именно накладывается на основное движение, а не "вклинивается", не "врезается" в него. Субъективное восприятие этого действия можно сравнить с тем, как естественно человек поправляет очки или головной убор, практически не задумываясь над производимыми действиями.

Возможно ли, опираясь только на такого рода ощущения, промахнуться мимо рукоятки ножа и "ухватиться" за воздух? Конечно, возможно. Однако это произойдет скорее в результате неудачного размещения ножа на снаряжении, чем из-за недостатков в технике извлечения. В любом случае, ошибка в первой попытке - еще не поражение в бою.

С другой стороны, если необходимый опыт приобретен, извлечение возможно без предварительного зрительного контакта с рукояткой ножа, проще говоря, не глядя. Значит можно полностью "раствориться" в стихии боя, сконцентрироваться на решении основной оперативной или тактической задачи.

Кроме того, при отсутствии явных угрожающих действий и неизменных движениях бойца, извлечение ножа не воспринимается противником как подготовка к столкновению, а формирует иллюзию полной предсказуемости дальнейших действий и, тем самым, способствует маскировке истинных намерений. Если противник не заметил, что нож извлечен и изготовлен к бою, то и в схватку, скорее всего, он вступит неподготовленным.

Действия по извлечению и подготовке боевого ножа могут быть самыми разнообразными, однако мы отметим лишь некоторые наиболее важные детали.

Прежде всего, надо отметить, что извлечение ножа, будучи, по существу, единым действием, включает две фазы, выполняемые последовательно, одна за другой. Первая фаза извлечения - надежный захват рукоятки боевого ножа; вторая - собственно извлечение клинка из ножен. Важно правильно "наложить" эти фазы на базовое движение. Вот несколько ключей к решению этой задачи.

Если боец идет или бежит, то при любом способе размещения ножа кисть его руки и место фиксации ножа на снаряжении двигаются друг относительно друга. Первая фаза извлечения должна выполняться тогда, когда кисть руки и рукоятка ножа сближаются. Это значит, что не только рука "тянется" к ножу, но и нож движением туловища "подается" к руке. Важно взяться за рукоятку ножа до завершения встречного движения, поскольку потребуется некоторое время для надежного захвата.

Вторая фаза извлечения ножа, в большинстве случаев, выполняется на обратном движении, при удалении кисти, уже удерживающей рукоятку ножа, от места его крепления. Другими словами, на второй фазе не только клинок извлекается из ножен, но и ножны снимаются с клинка. Причем, как "сближение", так и "противоход" происходят в результате основного движения - переползания, шага, бега или кувырка.

Фазы извлечения ножа играют огромную роль в формировании энергетической структуры боя, это фазы как бы энергетического "разгона". Клинок еще находится в ножнах, а действие уже перестало быть только "извлечением" ножа. Энергия, которая аккумулировалась на первой фазе - "сжатия", на второй начинает "расширяться", заполнять пространство боя, формировать центробежные силы. Это момент зарождения того, ради чего, собственно, и обнажается клинок. Именно здесь и рождается своего рода "разящий всплеск", способный воплотиться в атакующий выпад, и в парирование атаки противника.

Ситуация физического контакта с противником не меняет смысл процесса извлечения боевого ножа. Возможны лишь незначительные, чисто технические вариации этого действия. Но, если надо отразить атаку до момента извлечения ножа, то возможны варианты, которые мы далее рассмотрим.

Задача состоит в том, чтобы совместить воедино несколько совершенно различных движений, например, извлекая нож на бегу, одновременно "снять" удар прикладом или укол штыком. Проще всего это сделать, подключив к работе вторую руку. Пока одна рука извлекает нож, другая "принимает" атаку противника (рис.1).

Главное, чтобы защитное действие не развалило базовое движение. На самом деле, это не так уж сложно, поскольку естественные движения рук, например, при ходьбе, не мешают, а, наоборот, помогают идти. Присмотревшись внимательно к привычному движению рук, мы с удивлением обнаружим, что уже имеем то, что нужно.

Действительно, при обычной ходьбе тогда, когда одна рука приближается к туловищу, другая отдаляется от него. Значит, в случае необходимости одна рука, приближаясь, захватит рукоятку ножа, другая, в то же самое время отдаляясь, парирует атаку противника. Однако следует иметь в виду, что одновременный сознательный контроль обоих этих действий очень сильно затруднен.

Единственный выход - общий динамический рисунок и полная естественность всех действий. Только в этом случае не придется искусственно и, скорее всего, безрезультатно состыковать столь разные движения.

защиту и извлечение ножа можно выполнить и одной рукой Защиту и извлечение ножа можно выполнить и одной рукой. При любом способе размещения ножа, всегда можно подобрать вариант защитного движения, который позволит парировать атаку противника на первой фазе извлечения ножа. Иными словами, незначительное изменение траектории движения руки, направляющейся к месту крепления ножа, может в значительной степени способствовать выполнению защитной функции.

Вполне понятно, что отражение атаки противника - первостепенная задача. Поэтому после контакта с противником первое, что надо делать, это целиком заняться защитой, а извлечение ножа возможно и на следующем этапе.

Извлечение боевого ножа значительно осложняется захватами и болевыми фиксациями. Действительно, любой захват лишает бойца свободы, ограничивает его подвижность, кажется, что ситуация в корне изменилась. Однако это не так.

Что же произошло? Противник вошел в контакт и осуществил захват. Какие существуют варианты субъективного восприятия этой ситуации? Наверно, сколько людей, столько и вариантов. Но, как бы ни был широк спектр личных переживаний в этот момент, их характер может иметь два общих фона.

Обычно в подобной ситуации противник воспринимается как посторонний, враждебный элемент, что вполне естественно. Именно поэтому все наши усилия направлены на то, чтобы разорвать нежелательный контакт, избавиться от противника, освободиться, вырваться. Одним словом, возникает естественная потребность "бороться".

Но для борьбы нужны силы, для чего мы до предела напрягаем каждую мышцу своего тела. Но чем больше мы напрягаемся, тем меньше у нас остается степеней свободы, и теряется подвижность. Появившаяся "жесткость" позволяет противнику чувствовать каждое наше движение, мы становимся для него "прозрачными", предсказуемыми. Единственное, что нас спасает, это то, что и другая сторона тоже борется с нами, и следовательно, ей тоже нелегко. Тут уж, кто кого.

Однако, возможен принципиально другой взгляд при анализе этой ситуации, который предполагает такую личную трансформацию, чтобы она вызвала у противника совершенно особые ощущения. Будто бы он взвалил на себя тяжелую, неудобную, но что гораздо важнее, свою собственную ношу.

В этом случае противник не ощутит никакой агрессии и испуга, а лишь легкое недоумение: он вдруг как-то погрузнел, стал неуклюжим, неповоротливым. Произошедшая метаморфоза должна восприниматься им как внезапное появление "лишнего веса": вроде и похудеть бы надо, но и особенно напрягаться не хочется.

Но противник еще не знает, что взялся за поистине непосильный "груз". Он просто ощущает, что с ним творится что-то неладное. Ведь его "ноша" начинает вести себя самым странным образом. Может, например, внезапно изменить объем или форму. Из мягкой и податливой, как вата, стать жесткой и гладкой, как стальной шар.

В мгновение ока может измениться ее вес или переместиться центр тяжести. А то вдруг во все стороны начнут выпирать углы. И все это происходит совершенно непредсказуемо, в самый неподходящий момент, а главное, без какой-либо видимой цели. Противник не может как следует ухватиться. Ему всегда неудобно. Ноша из его рук вываливается, выскальзывает. Его тянет куда-то в сторону. Он не может даже просто устойчиво стоять на ногах: опора то появляется, то неожиданно исчезает.

Что это меняет в расстановке сил? Оказывается, теперь нам не нужно бороться. Наш вес стал "лишним" для противника. И он, напрягаясь и потея, держит нас обоих. Странно, вроде бы захват остался. Но тогда откуда эта удивительная свобода, эта легкость и подвижность? Ответ лежит на поверхности.

В то самое время, когда противник борется с внезапно навалившейся тяжестью, мы "потеряли" свой вес, оказались в "невесомости". Теперь мы во "взвешенном" состоянии, как под водой при нулевой плавучести. Нам стали доступными практически любые положения в пространстве, любые движения.

Извлечь нож и использовать его по назначению в таком положении - довольно пустяковая задача. Безусловно, сказанное выше во многом - лишь метафора, поскольку реалии боя куда более суровы, однако суть остается прежней - надо не бороться, а создавать противнику неудобства.

Еще более актуальными приведенные соображения становятся при болевых фиксациях (рис. 2). В спортивных единоборствах удавшийся болевой прием означает "чистую победу". Для эффективной фиксации противник стремится лишить нас максимального числа степеней свободы, последовательно "отключая" сустав за суставом.

Остается единственный шанс - на каждую отобранную противником степень свободы отвечать созданием двух новых. Только такая тактика позволит выйти из самой опасной ситуации. Этим выходом может стать вовремя извлеченный и правильно использованный боевой нож.

Итак, извлечение боевого ножа это действие, роль которого в рукопашной схватке трудно переоценить. Мастерское извлечение - это своего рода "замах", без которого не мыслим мощный бросок, это "вдох" без которого нельзя нырнуть, это "разбег" перед рекордным прыжком.

Правильное извлечение ножа помогает выжить в первые мгновения рукопашной схватки, поскольку в ближнем бою, как в никаком другом, именно первые мгновения являются решающими - они ведь легко могут оказаться и последними.

"Боевые ножи"
Жук П., Жук С.


Смотрите также :

  • Боевые ножи. Краткий обзор.
  • Боевой нож. Что это?
  • Боевой нож в ближнем бою. Задачи ближнего боя.
  • Техника фехтования кинжалом и ножом. Положение в руке.
  • Техника фехтования кинжалом и ножом. Техника переводов.
  • Техника фехтования кинжалом и ножом. Техника перехватов.
  • Техника фехтования кинжалом и ножом. Искусство удара (часть 1).
  • Техника фехтования кинжалом и ножом. Искусство удара (часть 2).
  • Атакующие действия боевым ножом в ближнем бою.
  • Защитные действия боевым ножом в ближнем бою.



    Назад к списку статей



  • Опубликованные текстовые и графические материалы отражают только точку зрения их авторов и не являются догмой.