Про избранных обладателей сокровенного знания по стрельбе.



Частенько Тихыч и Леха беседовали на разные, вроде бы отвлеченные, темы, но они так или иначе пересекались с профессиональными темами и были связаны, в том числе, и со стрельбой. Уютно устроившись в комнатушке, которая по недоразумению называлась кабинетом, они согревались любимым зеленым чаем Тихыча.

- …Вот, Леха, в связи со всякими "секретными" знаниями и их избранными обладателями возникает тема одна непростая… - Тихыч степенно похлебывал чаек. - Некоторые "специалисты", я не только про стрельбу говорю, пытаются ограничить своих учеников в источниках получения информации. Делается это охаиванием книг, преподавателей или методик… Казалось бы, зачем?

Тихыч подлил кипятку в чайник и продолжил:

- Дело в том, что есть незыблемое правило: ученик не может превзойти своего учителя… Не надо напрягать лицо, Леша. Повторяю: если ученик смотрит в рот своему "гуру" и не делает попыток взглянуть по сторонам, у него нет шансов подняться выше своего учителя.

Вот некоторые "гуру" и стараются всячески эту ситуацию поддерживать из вполне определенных интересов. Даже, случается, не рекомендуют читать книги по тематике или дают им однозначно отрицательные рекомендации, после которых и смысла нет к этим книгам обращаться.

Еще эти "мастера" любят ссылаться на свой личный, служебный и, конечно же, богатый (прям всеобъемлющий!) опыт, лучше и полнее которого быть просто не может. Иногда размахивают какими-то супердипломами и обещают такие же ученикам. И выглядит эта бутафория весьма привлекательно и даже правдоподобно. Встречал, Леш, такое?

- Бывало. Слава Богу, мимо прошел…
- Ну и хорошо. Мне вот интересно бывает прикинуть, глядя на таких "монстров знания": если бы ученые полагались только на свои изыскания и опыт и игнорировали открытия и научные наработки предыдущих поколений и своих коллег-современников, то мы бы сейчас до сих пор с дубинами ходили или все же до лука со стрелами додумались?..

Тихыч шумно втянул чайку, поерзал в кресле.

- К чему я это все говорю… Один человек не может знать все даже в какой-либо одной области знаний. Люди живут и работают в разных условиях, имеют разные возможности, попадают в разные ситуации… короче, у каждого свой путь. Представляешь, что нужно испытать, в каком объеме и сколько убить на это времени, чтобы, не учитывая чужого опыта, набраться в полной мере своего?!

Встречаются, действительно, неплохие методики и специалисты, НО!.. Но и их, бывает, заносит, и через некоторое время можно увидеть "НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ АВТОРИТЕТ"… И вдруг Он начинает знать ВСЕ и учить ВСЕМУ. Такой подход ведет к деградации любого знания, каким бы верным оно ни было изначально.

Нормальный же специалист реально осознает свои возможности, и его отличает, прежде всего, профессиональная честность: он честно скажет, что он сможет сделать в конкретных условиях, а что - нет; что он знает, а в чем еще нужно разбираться (и в состоянии ли он это сделать). Он сможет прикинуть расклад по развитию событий и выявить возможные трудности, а также и "плюсы" ситуации, которые пока еще не обнаружили себя.

Но уж чего он точно не станет делать, так это упираться в какой-то один вариант, как именно нужно поступать. Всегда - многовариантность с допуском на элемент неожиданности и случайности… Если он консультант, то - только рекомендации по возможным вариантам действий.

Тихыч поудобнее откинулся в кресле и, потягивая чай, спокойно продолжил наставлять ученика:

- Изучай, Леша, все, что тебе доступно. Анализируй и прикладывай-прикидывай на себя. Что-то приживется, что-то нет. Что-то сам изобретешь… Со мной делись, может, и я у тебя чему-нибудь научусь - не зазорно.

Любая мелочь, если она на своем месте, может гору подпереть. Только так ты можешь расти, если есть желание, выше и выше как профессионал, вне каких-либо конкретных рамок. Только тогда ты сможешь на определенном этапе превзойти какого-то конкретного учителя. И произойдет это по одной простой причине: ты уже сможешь учиться самостоятельно и сам уже сможешь учить. Станешь учителем себе и другим…

Тихыч посмотрел на вдохновленное лицо Лехи и добавил:

- Тока давай без "гуруизации"…
- Да какое там!.. - отмахнулся Леха. - Вот только неувязочка тут наблюдается… Один, как ты говоришь, "непререкаемый авторитет" очень любит называть такой подход компиляцией. С весьма негативным акцентом на этом слове. Вот объясни мне, еще не дошедшему до ранга Учителя, разве он не прав?

- Хе-хе… Ну да… Знаю я такое мнение… - Тихыч скривился в улыбке и покачал головой. - Ты в словарик никогда не пробовал заглянуть?.. Нет? Ну я тебе скажу тогда, что компиляция - это всего лишь собирание материалов, фактов, информации и т.д. И ничего такого страшного в этом слове нет. И не надо людей этим словом пугать.

Другое дело, если все эти собираемые материалы не анализируются, не систематизируются, не проверяются и бездумно принимаются к исполнению в жизни… или, что еще хуже, так же бездумно распространяются через обучающие центры. Любое знание должно пройти этап осмысления.

Опытом, анализом, экспертными оценками - любыми доступными способами… Представь, что новые сведения прошли через серьезный отсев и проверку, улеглись в какую-то систему представлений о предмете. Что ж плохого в том, что проведена нормальная исследовательская работа и некая система приобрела для себя нечто полезное? Любой мало-мальски думающий человек, пусть и со временем, но увидит нестыковки и недочеты тех или иных методик. Вот пускай сам и делает выводы, и решает, как поступать дальше…

Только бездумные болванчики на веру воспринимают все, что им преподносят. И для них всегда найдется "гуру", который поведет их за собой и скажет: "Я все знаю. Я вас научу. Я покажу и расскажу, как правильно. Только у меня, заплатив небольшую кучку денюх, вы абсолютно бесплатно получите все, что вам нужно…" И всяко-разно в этом же духе, в различных вариациях. Вариации не очень большие: "в нашем учебном центре", "в нашей организации или ассоциации"…

Тихыч перевел дыхание.

- Вот о таких "гуру", Леша, я тебе и говорю. Обозвать "компиляцией" исследовательскую работу = очень неплохой это прием… один из приемов, чтобы навести тень на плетень, то есть на кого-нибудь из… ну, пусть будет - конкурентов… по его мнению. Мол, у них нет никакой системы, а лишь понадерганные из разноплановых или вообще сомнительных источников сведения… Как я уже говорил, такое тоже бывает, но это быстро выявляется.

Ежели кого-то по каким-либо причинам устраивает работать с людьми, которые не любят или не умеют думать, - полный вперед! Сочувствую и тем и другим, но признаю свободу выбора. Ты бы вот хотел с подобными индивидами работать или учить таких? Нет? Мне вот тоже с такими занозами, как ты, ученичок, работать интересней. Не загниешь точно - не дадите.

Тихыч хитро взглянул на Леху.

- Пусть у тебя в группе всего несколько человек, но такие, что ты все время находишься на острие - и думать, и работать над собой нужно. Расти над собой! Стремиться к МАСТЕРСТВУ! Только так, и никак иначе! - Тихыч многозначительно поднял палец.
- Понятно… - задумчиво произнес Леха. - Только тогда… Тогда почему такие "гуру" имеют большой авторитет и признание в профессиональной среде?

Тихыч состроил кривую гримасу одновременно с улыбкой.

- Вспомни, Леша, я говорил, что ПРОФЕССИОНАЛОВ не может быть много… И опять же вспомни, что мы говорим о высокой планке мастерства… Профессионал - это вовсе не тот, кто обучен и натренирован. Профессионал - это специалист, который видит тонкости и нюансы работы и отдельных ее элементов.

Видит он их по еле заметным признакам. И по комбинациям этих признаков может прогнозировать развитие ситуации и выстраивать свою работу наперед и достаточно точно - по событиям и по времени. Причем и по длительному времени, и по моментальному развитию ситуации. Вот, Леша, что такое профессионал…

- Ну вот, Тихыч, и ты по-умному и почти по-книжному заговорил, - хитро улыбнулся Леха.
- Я-то? - Тихыч моментально убрал серьезность с лица. - Эт, мил человек, от тебя нахватался на свою беду. А че, тяжко стало слушать?
- Терпимо… И так даже понятней… - Леха попытался состроить серьезную мину. - По крайней мере, мозги целее. Последнюю фразу Леха произнес тихо и в сторону.

- Ну, раз терпимо… - Тихыч поддержал серьезность Лехи. - Есть деятели, которые за профессиональную среду (или, как они говорят, сообщество) признают далеко не всех, кто работает в какой-либо определенной профессиональной сфере. Они признают за профессионалов только тех, кто в ответ признает авторитет самих учителей-"гуру". Остальные же все, по их мнению, художественная самодеятельность или, того хуже, самозванцы. Красота, да и только!.. Среда (да простит меня вся эта среда!) - производное от слова "середина"… Понятно?

- Вроде, да…
- Кто и в каком авторитете, Леха, вопрос совсем не очевидный… Как говорится, ПРИЗНАНИЕ ЛЕГЧЕ ЗАВОЕВАТЬ, ЧЕМ ЗАСЛУЖИТЬ.
- Как это? - не понял Леха.
- Вот и подумай - как...

"Наставления по боевой интуитивной стрельбе
или Сказ про спецназ и спецкамаз, да шутейно-бытовой рассказ про то, как пестик держать, да по-боевому с него пулять.
Аж в трех частях".

Гаврилов А.И. - автор текста.
Вождаев В.А. - общая редакция.


Смотрите также :

  • От авторов.
  • Содержание.
  • Предисловие.
  • Урок анатомии.
  • Тихыч и "животная" стрельба.
  • Про Боевое Искусство.
  • Выживание - главная цель.
  • Подзатыльник.
  • Про дырочки и кино.
  • Про любовь.
  • Про подходы к тренировке.
  • Скорость выхватывания…
  • Другие меры безопасности
  • Стало хуже…
  • Эмоциональная составляющая.



  • Опубликованные текстовые и графические материалы отражают только точку зрения их авторов и не являются догмой.